Предприниматели ежедневно сталкиваются с разнообразными вопросами, среди которых:
- задолженность каких дебиторов составляет большую часть всей задолженности;
- какие товары приносят максимальную прибыль;
- в себестоимости каких складских запасов заморожена львиная доля средств и прочее.
Для получения ответов на эти и подобные вопросы используют так называемый метод ABC-анализа.
Важность метода заключается в том, что он позволяет повысить эффективность работы всего предприятия путем:
- прогнозирования спроса;
- результативного управления запасами;
- оптимизации ресурсов и затрат.
А также является незаменимым ориентиром для определения приоритетов в развитии бизнеса.
Познакомьтесь на простых и понятных примерах с этим полезным инструментом, который позволит вам сфокусироваться на главном.
Что такое АВС-анализ
АВС-анализ — это метод классификации ресурсов (товаров, покупателей, объемов продаж и т.д.) по приоритетности на основе выбранных критериев, где:
- A — высокий приоритет;
- B — средний;
- C — низкий.
Он базируется на известном принципе Парето, согласно которому 20% усилий дают 80% результата.
Попробуем применить эту закономерность для анализа объема продаж. Первым шагом сформируем задачу: необходимо определить 3 группы товаров, объем продаж которых составляет 50%, 30% и 20% относительно общего объема продаж.
Проведение АВС-анализа
Несмотря на сложность процесса, основные шаги можно объяснить простыми словами. Чтобы сделать АВС-анализ, нужно:
- Собрать данные о товарах, клиентах или любых других интересующих вас ресурсах.
- Отсортировать эти данные в порядке убывания их общей стоимости или количества.
- Рассчитать процентный вклад каждого элемента в общую сумму. Для этого разделите сумму каждого элемента на общую сумму и умножьте на 100, чтобы получить процентное значение.
На основе этих данных вы можете распределить ваши товары по следующим категориям:
- самая ценная категория А — 50% прибыли;
- не менее важная категория В — 30% прибыли;
- самая убыточная категория С — 20% прибыли.
Границы категорий вы можете настраивать самостоятельно.
Товары из категории А наиболее популярны среди потребителей, поэтому нужен особый контроль за их наличием на складе, стоит регулярно проводить инвентаризацию.
Товары из категории С, наоборот, пользуются низким спросом. Прежде чем принять решение об уменьшении их запасов, необходимо выяснить причины. Возможно, низкий спрос - это результат неэффективной рекламы, неблагоприятных рыночных условий или просто не сезонности.
Если мы используем АВС-метод для анализа клиентов, можно применить следующую стратегию: для клиентов из категории А предлагать бонусы и более выгодные условия сотрудничества, а для клиентов из категории С — пересмотреть бизнес-отношения или даже прекратить сотрудничество, если это необходимо.
Выполнить АВС-анализ можно с помощью различных инструментов. Рассмотрим два метода: самый распространенный ручной способ на примере Excel и более удобный автоматизированный способ на примере онлайн-бухгалтерии Dilovod.
Пример ABC-анализа в Excel
Рассмотрим пошагово как сделать АВС-анализ в Excel. Для начала добавьте данные в таблицу. Столбец А с названием ресурса и столбец В с количественным значением.
Дальнейшие действия таковы:
Если же вы хотите делать многократный анализ разных категорий ресурсов, целесообразнее использовать платформу Dilovod. С ней дополнительные действия сводятся к минимуму и нет необходимости выгрузки данных.
Пример АВС анализа в Dilovod
Представим, что у вас есть интернет-магазин посуды с широким ассортиментом: кофейные и чайные сервизы, чашки, чайники, бокалы, тарелки, кастрюли, сковородки и многое другое. С целью определения самых прибыльных товаров вы решаете провести АВС анализ.
В Dilovod данные ABC-анализа формируются автоматически на основе анализа данных о продажах товаров за указанный период, поэтому алгоритм действий будет следующий:
Предположим, что в категорию А попали чайники. Соответственно, на них должно быть сосредоточено максимальное внимание и выбор эффективной стратегии. Как вариант: расширить ассортимент чайников, повысить качественный сегмент или же оптимизировать закупку через поиск новых поставщиков с лучшими условиями. Вот такая ABC-магия для чайников.
А в категорию С попали бокалы. Стоит ли на основе этих данных совсем убирать бокалы, которые, к примеру, хорошо продаются в свадебный сезон, когда на них действуют скидки? АВС анализ не учитывает сезонный спрос, поэтому для получения более точной картины, его комбинируют с XYZ анализом.
XYZ анализ позволяет классифицировать показатели по их динамике во времени (например, определить, какие товары пользуются постоянным спросом, какие заказываются иногда, а какие — очень редко).
Команда Dilovod заботится об осведомленности своих пользователей, а это значит, что вы сможете подробнее узнать о XYZ анализе из следующих статей нашего блога.